ЭСЭ - Гюго

Здесь рассматривается Этико-сенсорный экстраверт (Гюго).

Интуитивно-логический экстраверт (Дон-Кихот)

Искатель (по Гуленко)

ENTP. Debater – спорщик (по Майерс-Бриггс)

Сенсорно-этический интроверт (Дюма)

Посредник (по Гуленко)

ISFP. Adventurer – искатель приключений (по Майерс-Бриггс)

Этико-сенсорный экстраверт (Гюго)

Энтузиаст (по Гуленко)

ESFJ. Consul – консул (по Майерс-Бриггс)

Логико-интуитивный интроверт (Робеспьер)

Аналитик (по Гуленко)

INTJ. Architect - архитектор (по Майерс-Бриггс)

Логико-сенсорный интроверт (Максим Горький)

Инспектор (по Гуленко)

ISTJ. Logistician - логист (по Майерс-Бриггс)

Этико-интуитивный экстраверт (Гамлет)

Наставник (по Гуленко)

ENFJ. Protagonist - герой (по Майерс-Бриггс)

Интуитивно-этический интроверт (Есенин)

Лирик (по Гуленко)

INFP. Mediator - посредник (по Майерс-Бриггс)

Сенсорно-логический экстраверт (Жуков)

Маршал (по Гуленко)

ESTP. Entrepreneur - предприниматель (по Майерс-Бриггс)

Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон)

Политик (по Гуленко)

ESFP. Entertainer - развлекатель (по Майерс-Бриггс)

Интуитивно-логический интроверт (Бальзак)

Критик (по Гуленко)

INTP. Logician - логик (по Майерс-Бриггс)

Логико-интуитивный экстраверт (Джек Лондон)

Предприниматель (по Гуленко)

ENTJ. Commander - командир (по Майерс-Бриггс)

Этико-сенсорный интроверт (Драйзер)

Хранитель (по Гуленко)

ISFJ. Defender - защитник (по Майерс-Бриггс)

Этико-интуитивный интроверт (Достоевский)

Гуманист (по Гуленко)

INFJ. Advocate - адвокат (по Майерс-Бриггс)

Логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц)

Администратор (по Гуленко)

ESTJ. Executive - администратор (по Майерс-Бриггс)

Сенсорно-логический интроверт (Габен)

Мастер (по Гуленко)

ISTP. Virtuoso - виртуоз (по Майерс-Бриггс)

Интуитивно-этический экстраверт (Гексли)

Советчик (по Гуленко)

ENFP. Campaigner – душа компании (по Майерс-Бриггс)


Понятия К.Г. Юнга

Согласно основам типологии по Юнгу у этико-сенсорного экстраверта (Гюго):

Тип установки - экстраверсия.

Функция восприятия - ощущение (сенсорика).

Функция суждения - чувство (этика).

Напомним, что Юнг выделял восемь психологических типов, согласно разделению по двум установкам (интроверсия и экстраверсия) и четырем функциям (мышление, чувство, ощущение и интуиция).

Вспомним понятия данных установки и функций по К.Г.Юнгу.

Экстраверсией называется обращение либидо наружу (на внешний мир, объекты интереса). Под либидо Юнг понимал психическую энергию вообще, а не только сексуальную энергию, как считал Фрейд.

Изначально положительное отношение к окружающему миру.

Самые важные решения и действия обусловливаются не субъективным воззрением, а объективными обстоятельствами. Внутренний мир соответствует внешним требованиям.

Экстраверт приноравливается к окружающему миру, тем самым более приспособлен к жизни чем интроверт.

Обычно это люди с открытым, обходительным, приветливым и доступным характером.

Опасность для экстраверта заключается в том, что он может слишком вовлечься в объекты и потерять в них себя самого.

Самая частая форма невроза у экстравертного типа - истерия. Классические случаи истерии всегда отличаются преувеличенным отношением к лицам окружающей среды; другой характерной особенностью этой болезни является прямо-таки подражательное приноровление к обстоятельствам.

Ощущение есть та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. То есть это восприятие совершающееся посредством органов чувств.

Ощущающий тип больше всего подавляет свою интуицию, потому что интуиция больше всего способна мешать ощущению. Напомним, что интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. То есть это готовое представление об объекте, образовавшееся в нашем сознании непонятно откуда.

В норме ощущение и интуиция находятся в компенсации. В крайнем случае интуиция полностью вытесняется в бессознательное, вызывая невротическое расстройство.

Чувство есть та психологическая функция, которая придает содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его ("удовольствие" или "неудовольствие"). Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо – плохо, красиво – некрасиво.

Чувствующий тип больше всего подавляет свое мышление, потому что мышление больше всего способно мешать чувству. Напомним, что мышление есть та психологическая функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях.

В норме мышление и чувство находятся в компенсации. В крайнем случае мышление полностью вытесняется в бессознательное, вызывая невротическое расстройство.


Дихотомии Майерс-Бриггс

В годы Второй мировой войны американки Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабель Бриггс-Майерс предложили определять главную функцию с помощью теста MBTI (Myers-Briggs Type Indicator), чтобы определить индивидуальные личностные предпочтения в работе. Для чего были придуманы, а точнее переделаны из юнговских терминов, 4 шкалы (дихотомии), по которым исследуется личность. Ответы на вопросы теста позволяют определить, к какому «полюсу» для каждой дихотомии более склонен человек. В следствие этого образуются уже 16 типов, потому что кроме главной функции тип разделяется еще на 2 типа по вспомогательной функции.

У данного типа предпочтения в дихотомиях следующие:

Е (Extraversion, экстраверсия) — ориентация на внешние объекты. Такие люди открытые, более активные, легко общаются с незнакомыми людьми. Им больше нравится проводить время во внешнем мире людей и вещей, чем во внутреннем мире идей и образов.
Направленность сознания

E
I (Introversion, интроверсия) — ориентация на свой внутренний мир. Такие люди замкнутые, менее активные, общение с незнакомыми людьми утомляет и расходует энергию. Им больше нравится проводить время во внутреннем мире идей и образов, чем во внешнем мире людей и вещей.
S (Sensing, ощущение) – ориентация исходя из конкретных деталей, фактов и полученного опыта. Такие люди в большей степени практики, чем теоретики. Поглощены реальным миром вокруг себя, при этом могут не увидеть картину в целом и развитие ситуации во времени. Предпочитают наблюдать за жизнью, ищут удовольствие.
Ориентация в ситуации (восприятие)

S
N (iNtuition, интуиция) – ориентация исходя из обобщенной информации, предчувствии, интуиции. Такие люди в большей степени теоретики, чем практики. Видят образ в целом, новые возможности и развитие ситуации во времени, при этом «уходят» от реальности. Предпочитают предугадывать события в жизни, ищут вдохновения.
Т (Thinking, мышление) – решения принимаются «головой», основываясь на логике, тщательно все обдумав. Такие люди хладнокровные, но справедливые. Их увлекают объективные закономерности окружающего мира (наука, техника).
Основа принятия решений (суждение)

F
F (Feeling, чувство) – решения принимаются «сердцем», эмоционально, ориентированно на ценности людей, а не на абстрактную логичность. Такие люди сочувствующие и сопереживающие. Их увлекает гуманитарная деятельность (литература, искусство).
J (Judging, суждение) – на внешний мир направлена функция рациональная, то есть суждение: мышление или чувство. Такие люди действуют по предварительной подготовке, предпочитают планировать все заранее, стараются исключить хаос. Неожиданные перемены выбивают их из колеи.
Способ действия во внешнем мире

J
P (Perception, восприятие) – на внешний мир направлена функция иррациональная, то есть восприятие: ощущение или интуиция. Такие люди стремятся жить гибко и спонтанно, действуют по обстоятельствам, легко адаптируются к неожиданным переменам. Действие по плану стесняет и ограничивает их.

У экстравертов главная функция направлена на внешний мир. У интровертов главная функция направлена на внутренний мир, а способ действия во внешнем мире определяет вспомогательная функция. В этом и заключается основная путаница между типологией Майерс-Бриггс и соционикой, так как в соционической модели главная функция всегда направлена на внешний мир, даже у интровертов.

В типологии Майерс-Бриггс такие предпочтения в дихотомиях характерны для типа: ESFJ.

ESFJ

Consul – Консул

Необычайно заботливые, социальные и популярные люди, всегда готовые помочь.

По Кейрси:
тип: Provider (ESFJ) Поставщик,
роль: Conservator (SFJ) Хранитель,
темперамент: Guardian (SJ) Страж.

ESFJ

По Крегеру: Teacher - Учитель

ESFJ – традиционалисты. Они умеют организовывать и любят людей. А еще они обычно вырабатывают для себя некую модель правильного поведения и следуют ей, реализуя свою креативность.

Темперамент по Кейрси

Сенсорно-планирующий (SJ) - Эпиметей. Guardian - Страж.

1. Практичность и реалистичность.
2. Точность и порядок.
3. Способности к управлению, умение брать на себя ответственность.
4. Надёжность, ответственность, исполнение долга.

Сочетание восприятия и суждения по Изабель Бриггс Маейрс

SF (ощущение + чувство)

Социалы --- Сервис (продавцы, внимание к другим людям)

Личная теплота и сердечность к другим людям. Дружелюбие и общительность.

В соционике такие предпочтения в дихотомиях характерны для типа:
Этико-сенсорный экстраверт (Гюго).


Соционическая модель

Литовская исследовательница Аушра Аугустинавичюте предложила свою модель психики (модель А).

соционическая модель По ее мнению, всю информацию, воспринимаемую психикой человека, можно разделить на 8 видов - аспектов. Аспекты в соционике соответствуют 8 юнговским функциям, но совсем в ином смысле.

Соционическая модель психики человека состоит из 8 функций, каждая из которых выполняет свою роль в жизни человека. Каждая функция обрабатывает один из 8 аспектов информации.

Таким образом, все 8 аспектов информации (т.е. любая возможная информация) укладываются в модель психики одной личности.

Правила расстановки аспектов в модели А не произвольные, а подчиняются закономерностям предложенным Аушрой Аугустинавичюте, и образуют 16 типов информационного метаболизма (подобно 16 типам Майерс-Бриггс).

ЭГО (блок способностей, блок уверенности в себе)
Осознанные сильные функции. Это самые сильные функции, отражающие саму сущность человека.
1 функция – базовая. Главная и самая сильная функция, при помощи которой человек воспринимает окружающий мир, и которая определяет программу действий.

У Гюго и Гамлета это черная этика (этика эмоций), это значит что он:

Живет в мире эмоций. Все жизненные факты откладываются в его памяти в виде эмоциональной палитры, и по другому воспринимать мир не может и не хочет. Умеет понимать свое и чужое эмоциональное состояние, умеет его проявлять. Знает, что это его самая сильная сторона.
2 функция – творческая. Сильная, но более гибкая функция чем базовая, может развиваться и импровизировать, готова выйти из рамок. Функция для творчества и самореализации.

У Гюго и Штирлица это белая сенсорика (сенсорика ощущений), это значит что он:

Умеет оценивать свои и чужие ощущения, создавать комфорт, заботиться о других. Получает от этого пользу и невероятное удовольствие. В быту практичен, с удобством обустраивает пространство вокруг себя. Уверен в своем вкусе.
СУПЕР-ЭГО (блок осознанного несовершенства, блок социальной адаптации)
Осознанные слабые функции. По этим функциям человек осознает свою слабость, но старается соответствовать требованиям, предъявляемых к нему социумом.
4 функция - болевая. По ней человек болезненно воспринимает любую информацию. Деятельность по ней отбирает много энергии и приводит к очень быстрому утомлению.

У Гюго и Штирлица это белая интуиция (интуиция времени), это значит что он:

Совсем не умеет распределять свое время и предугадывать возможное развитие событий. Знает, что это его самая слабая сторона и болезненно воспринимает любую критику по этому поводу. Может запланировать слишком много дел и нервничать, если не будет успевать их все переделать.
3 функция - ролевая. По ней человек старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции очень сложно.

У Гюго и Гамлета это черная логика (деловая логика), это значит что он:

Не умеет организовать рабочий процесс, действовать эффективно и расчетливо, но старается показать, что умеет это делать. Иногда даже получается, но не естественно и не продолжительно.
СУПЕРИД (блок беспомощности, блок желаний)
Бессознательные слабые функции. По этим функциям человек самостоятельно работать не может и нуждается в помощи со стороны окружающих.
6 функция - активационная. Информация по этой функции активизирует человека, побуждает к действию.

У Гюго и Штирлица это черная интуиция (интуиция возможностей), это значит что он:

Не умеет выделять суть явлений и предметов, предсказывать их возможности, но попытки этим заниматься подсознательно активизируют его. Любит все интересное и необычное, положительно реагирует на интересные предложения и новые конструктивные идеи.
5 функция – суггестивная (внушаемая). Информация по ней воспринимается некритично, с доверием и благодарностью, успокаивает человека, вселяет в него уверенность.

У Гюго и Гамлета это белая логика (структурная логика), это значит что он:

Не умеет устанавливать логические связи, анализировать и систематизировать информацию, но подсознательно очень хочет получать помощь в этом деле. Ему необходимы люди, которые это умеют. Хорошо воспринимает информацию, если она подается в виде готовых таблиц и схем, с изложением сути.
ИД (блок управления)
Бессознательные сильные функции. Содержание этих функций человек не осознает, но решения принимает мгновенно, генерирует на подсознательном уровне, без лишних слов и размышлений.
7 функция — наблюдательная. По этой функции человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию, но предпочитает скорее оценивать других, чем самому проявлять инициативу.

У Гюго и Гамлета это белая этика (этика отношений), это значит что он:

Подсознательно умеет устанавливать и поддерживать отношения, оценивать их, но почему-то сам этим не пользуется, а вот оценить других или оказать помощь в этом деле может. Критикует окружающих, если их поведение выпадает за рамки общепринятых норм.
8 функция — фоновая. Она работает постоянно, автоматически, «по привычке». Обычно проявляется без слов на деле, и предотвращает проблемы без лишних объяснений и привлечения внимания к этому аспекту.

У Гюго и Штирлица это черная сенсорика (волевая сенсорика), это значит что он:

Подсознательно умеет обращаться с предметами и управлять другими людьми, проявлять сильную волю, напористость, но не говорит об этом и, возможно, не знает. Это происходит само собой.

Описание соционического типа по И.Д.Вайсбанду (1986).

1. Пламенный. Эмоции сильные, колоритные, нередко властные. Умеет загораться идеей и быть ей верен всю жизнь - Шлиман еще в детстве решил раскопать Трою, для чего нужно было, несмотря на бедность, получить образование, а потом еще и разбогатеть. Поклонник искусств как источника осознанной радости. Настроение создает себе сам и умеет передать его другим. Эмоционально тонкий, добрый, сострадательный.

2. Неутомим. Постоянно активен. Все время среди людей, все время в бегах. Легко переключается. Работает очень усердно. Хватается за любую работу и настойчиво доводит ее до конца. В работе не выделяет интересное и неинтересное - это не предмет рассуждений и анализа, ее надо сделать и все. Со стороны кажется очень самоуверенным и самодостаточным, все, за что он взялся, ему удается. Кажется, что действует быстро и добивается хороших результатов. Сам он чаще придерживается противоположной точки зрения, поэтому очень любит откровенную похвалу своей работы.

3. Мой дом - твой дом. Приятный собеседник, исключительно внимательный слушатель. Умеет найти подход к любому. Давая радость другим, радуется сам. Любит застолье, веселье. Гость - это любимчик. Умеет понять, восхититься, одобрить, посочувствовать. Верит людям. Не завистлив, радуется успехам других. Тонко подмечает недостатки людей, подшучивает над ними, но не оскорбляет.

4. Консерватор. Не ищет и не любит новые решения, предпочитает старые, испытанные пути. Сложные вопросы может решать только оставшись в одиночестве. Людям он уделяет слишком много внимания, они его отвлекают. При работе на людях делает много лишних движений, как бы для того, чтобы скрыть, чем он на самом деле занимается. Таким образом, он включает в работу своего дуала, который не терпит никакого командования. Любит, чтобы ему верили, не любит доказывать. Не агрессивен, но защищается очень активно. Не дает себя в обиду даже начальству.

5. Любитель порядка. Любит одеваться, следит за своей внешностью. Не переносит беспорядка и неопределенности во всем, начиная с внешности и кончая гаражом и кладовкой. К вкусу других приспосабливаться не хочет. Комплименты его внешности пропадают даром - он считает, что сам знает, как он выглядит. Замечает не только духовные, но и физические качества партнера.

6. Жизненные связи. С его мнением окружающие считаются, но стараются избежать тесного контакта. Близких друзей мало. Не всегда легко выдержать его эмоциональный прессинг. Для себя всего добивается своим трудом, не надеется на помощь другого. Семья для него - главное в жизни. Если бы пришлось выбирать между любовью и диссертацией - выбрал бы первое, это его жизненное предназначение, а наука - эгоистическое удовольствие.


"Чистый" тип Юнга.

Описывая психологический типы, Юнг в своей работе совершенно не уделяет внимание нормальным, сбалансированным типам, использующим вспомогательную функцию по своему усмотрению. Каждый тип он изображает в крайних, резких проявлениях, с максимальными контрастами между экстравертными и интровертными формами поведения, и в связи с этим описывает теоретические «чистые» типы с плохо развитой вспомогательной функцией.

Игнорирование вспомогательной функции привело, в первую очередь, к искаженным описаниям интровертных типов. Мы уже знаем, что экстраверсия, то есть внешние проявления личности, у интровертов зависит от вспомогательной функции. У "чистых" интровертных типов вспомогательная функция не развита, поэтому взаимодействие с внешним миром затруднено. Внешне мы можем наблюдать только попытки главной функции (направленной у интровертов на внутренний мир) взаимодействовать с окружающим миром. Таким образом, «чистые» интровертные типы у Юнга практически не оказывают какое-либо влияние на внешний мир.

У "чистых" экстравертных типов затруднено взаимодействие с внутренним миром. Внешне мы можем этого и не заметить. Поэтому описанные Юнгом экстравертные типы более менее совпадают с описанием нормальных экстравертных типов.

Театрал - "чистый" экстравертный чувствующий тип, у которого не развита вспомогательная функция.

Это рациональный тип, поскольку он производит выбор из происходящего на основании разумных суждений. В отличие от него иррациональный тип ориентируется по тому, что именно происходит в данный момент. То есть для рационального типа разумные суждения важнее чем восприятие происходящего вокруг. Они сознательно исключают все случайное и беспорядочное из своей жизни.

Экстравертное чувство не зависит от субъективного фактора, а подчинено традиционным и общезначимым ценностям.

Именно такого рода чувствованию следует приписать то обстоятельство, что так много людей ходят в театр, или на концерт, или в церковь, и даже с правильно размеренными позитивными чувствами. Ему же мы обязаны и модами и, что гораздо ценнее, позитивной и распространенной поддержкой социальных, филантропических и прочих культурных начинаний. В этих делах экстравертное чувство оказывается творческим фактором. Без такого чувствования немыслимо, например, прекрасное и гармоническое общение.

В крайнем случае происходит такая ассимиляция субъекта к объекту, что сам субъект чувства исчезает, вследствие чего личный характер чувствования, составляющий его главную прелесть, утрачивается. Ибо вследствие этого чувство становится холодным, предметным и недостоверным. Создается впечатление, как будто это чувство не настоящее, а выносимое напоказ. Это проявляется прежде всего в преувеличенном выражении чувств, например в громких и навязчивых чувствительных предикатах, которые, однако, до известной степени не внушают доверия. Они звучат пусто и не убеждают. Стоит ситуации чуть-чуть измениться, чтобы вызвать тотчас же совершенно противоположную оценку того же объекта.

"Я отнюдь не хотел бы, чтобы предыдущие описания вызвали у читателей впечатление, будто эти типы в такой чистоте относительно часто встречаются в реальной жизни" (Психологические типы. К.Г. Юнг).