ЭИЭ - Гамлет

Здесь рассматривается Этико-интуитивный экстраверт (Гамлет).

Интуитивно-логический экстраверт (Дон-Кихот)

Искатель (по Гуленко)

ENTP. Debater – спорщик (по Майерс-Бриггс)

Сенсорно-этический интроверт (Дюма)

Посредник (по Гуленко)

ISFP. Adventurer – искатель приключений (по Майерс-Бриггс)

Этико-сенсорный экстраверт (Гюго)

Энтузиаст (по Гуленко)

ESFJ. Consul – консул (по Майерс-Бриггс)

Логико-интуитивный интроверт (Робеспьер)

Аналитик (по Гуленко)

INTJ. Architect - архитектор (по Майерс-Бриггс)

Логико-сенсорный интроверт (Максим Горький)

Инспектор (по Гуленко)

ISTJ. Logistician - логист (по Майерс-Бриггс)

Этико-интуитивный экстраверт (Гамлет)

Наставник (по Гуленко)

ENFJ. Protagonist - герой (по Майерс-Бриггс)

Интуитивно-этический интроверт (Есенин)

Лирик (по Гуленко)

INFP. Mediator - посредник (по Майерс-Бриггс)

Сенсорно-логический экстраверт (Жуков)

Маршал (по Гуленко)

ESTP. Entrepreneur - предприниматель (по Майерс-Бриггс)

Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон)

Политик (по Гуленко)

ESFP. Entertainer - развлекатель (по Майерс-Бриггс)

Интуитивно-логический интроверт (Бальзак)

Критик (по Гуленко)

INTP. Logician - логик (по Майерс-Бриггс)

Логико-интуитивный экстраверт (Джек Лондон)

Предприниматель (по Гуленко)

ENTJ. Commander - командир (по Майерс-Бриггс)

Этико-сенсорный интроверт (Драйзер)

Хранитель (по Гуленко)

ISFJ. Defender - защитник (по Майерс-Бриггс)

Этико-интуитивный интроверт (Достоевский)

Гуманист (по Гуленко)

INFJ. Advocate - адвокат (по Майерс-Бриггс)

Логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц)

Администратор (по Гуленко)

ESTJ. Executive - администратор (по Майерс-Бриггс)

Сенсорно-логический интроверт (Габен)

Мастер (по Гуленко)

ISTP. Virtuoso - виртуоз (по Майерс-Бриггс)

Интуитивно-этический экстраверт (Гексли)

Советчик (по Гуленко)

ENFP. Campaigner – душа компании (по Майерс-Бриггс)


Понятия К.Г. Юнга

Согласно основам типологии по Юнгу у этико-интуитивный экстраверт (Гамлета):

Тип установки - экстраверсия.

Функция восприятия - интуиция.

Функция суждения - чувство (этика).

Напомним, что Юнг выделял восемь психологических типов, согласно разделению по двум установкам (интроверсия и экстраверсия) и четырем функциям (мышление, чувство, ощущение и интуиция).

Вспомним понятия данных установки и функций по К.Г.Юнгу.

Экстраверсией называется обращение либидо наружу (на внешний мир, объекты интереса). Под либидо Юнг понимал психическую энергию вообще, а не только сексуальную энергию, как считал Фрейд.

Изначально положительное отношение к окружающему миру.

Самые важные решения и действия обусловливаются не субъективным воззрением, а объективными обстоятельствами. Внутренний мир соответствует внешним требованиям.

Экстраверт приноравливается к окружающему миру, тем самым более приспособлен к жизни чем интроверт.

Обычно это люди с открытым, обходительным, приветливым и доступным характером.

Опасность для экстраверта заключается в том, что он может слишком вовлечься в объекты и потерять в них себя самого.

Самая частая форма невроза у экстравертного типа - истерия. Классические случаи истерии всегда отличаются преувеличенным отношением к лицам окружающей среды; другой характерной особенностью этой болезни является прямо-таки подражательное приноровление к обстоятельствам.

Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. То есть это готовое представление об объекте, образовавшееся в нашем сознании непонятно откуда.

Интуитивный тип больше всего подавляет свое ощущение, потому что ощущение больше всего способно мешать интуиции. Напомним, что ощущение есть та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. То есть это восприятие совершающееся посредством органов чувств.

В норме ощущение и интуиция находятся в компенсации. В крайнем случае ощущение полностью вытесняется в бессознательное, вызывая невротическое расстройство.

Чувство есть та психологическая функция, которая придает содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его ("удовольствие" или "неудовольствие"). Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо – плохо, красиво – некрасиво.

Чувствующий тип больше всего подавляет свое мышление, потому что мышление больше всего способно мешать чувству. Напомним, что мышление есть та психологическая функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях.

В норме мышление и чувство находятся в компенсации. В крайнем случае мышление полностью вытесняется в бессознательное, вызывая невротическое расстройство.


Дихотомии Майерс-Бриггс

В годы Второй мировой войны американки Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабель Бриггс-Майерс предложили определять главную функцию с помощью теста MBTI (Myers-Briggs Type Indicator), чтобы определить индивидуальные личностные предпочтения в работе. Для чего были придуманы, а точнее переделаны из юнговских терминов, 4 шкалы (дихотомии), по которым исследуется личность. Ответы на вопросы теста позволяют определить, к какому «полюсу» для каждой дихотомии более склонен человек. В следствие этого образуются уже 16 типов, потому что кроме главной функции тип разделяется еще на 2 типа по вспомогательной функции.

У данного типа предпочтения в дихотомиях следующие:

Е (Extraversion, экстраверсия) — ориентация на внешние объекты. Такие люди открытые, более активные, легко общаются с незнакомыми людьми. Им больше нравится проводить время во внешнем мире людей и вещей, чем во внутреннем мире идей и образов.
Направленность сознания

E
I (Introversion, интроверсия) — ориентация на свой внутренний мир. Такие люди замкнутые, менее активные, общение с незнакомыми людьми утомляет и расходует энергию. Им больше нравится проводить время во внутреннем мире идей и образов, чем во внешнем мире людей и вещей.
S (Sensing, ощущение) – ориентация исходя из конкретных деталей, фактов и полученного опыта. Такие люди в большей степени практики, чем теоретики. Поглощены реальным миром вокруг себя, при этом могут не увидеть картину в целом и развитие ситуации во времени. Предпочитают наблюдать за жизнью, ищут удовольствие.
Ориентация в ситуации (восприятие)

N
N (iNtuition, интуиция) – ориентация исходя из обобщенной информации, предчувствии, интуиции. Такие люди в большей степени теоретики, чем практики. Видят образ в целом, новые возможности и развитие ситуации во времени, при этом «уходят» от реальности. Предпочитают предугадывать события в жизни, ищут вдохновения.
Т (Thinking, мышление) – решения принимаются «головой», основываясь на логике, тщательно все обдумав. Такие люди хладнокровные, но справедливые. Их увлекают объективные закономерности окружающего мира (наука, техника).
Основа принятия решений (суждение)

F
F (Feeling, чувство) – решения принимаются «сердцем», эмоционально, ориентированно на ценности людей, а не на абстрактную логичность. Такие люди сочувствующие и сопереживающие. Их увлекает гуманитарная деятельность (литература, искусство).
J (Judging, суждение) – на внешний мир направлена функция рациональная, то есть суждение: мышление или чувство. Такие люди действуют по предварительной подготовке, предпочитают планировать все заранее, стараются исключить хаос. Неожиданные перемены выбивают их из колеи.
Способ действия во внешнем мире

J
P (Perception, восприятие) – на внешний мир направлена функция иррациональная, то есть восприятие: ощущение или интуиция. Такие люди стремятся жить гибко и спонтанно, действуют по обстоятельствам, легко адаптируются к неожиданным переменам. Действие по плану стесняет и ограничивает их.

У экстравертов главная функция направлена на внешний мир. У интровертов главная функция направлена на внутренний мир, а способ действия во внешнем мире определяет вспомогательная функция. В этом и заключается основная путаница между типологией Майерс-Бриггс и соционикой, так как в соционической модели главная функция всегда направлена на внешний мир, даже у интровертов.

В типологии Майерс-Бриггс такие предпочтения в дихотомиях характерны для типа: ENFJ.

ENFJ

Protagonist - Герой

Харизматичные и вдохновляющие лидеры, способные загипнотизировать своих слушателей.

По Кейрси:
тип: Teacher (ENFJ) Учитель,
роль: Mentor (NFJ) Наставник,
темперамент: Idealist (NF) Идеалист.

ENFJ

По Крегеру: Persuader - Увещеватель

Люди ENFJ-типа часто бывают очень харизматичными. Они умеют разговаривать и убеждать. В их планах люди всегда на первом месте. Если вы ENFJ, многие законы кажутся вам не соответствующими законам морали и вы чувствуете потребность обойти их, чтобы выполнить свою миссию, верно?

Темперамент по Кейрси

Интуитивно-чувствующий (NF) - Аполлон. Idealist - Идеалист.

1. Феноменальная способность работать с людьми и выявлять их лучшие качества.
2. Сильная потребность помогать другим людям.
3. Духовность, поиск смысла жизни.
4. Проницательность.

Сочетание восприятия и суждения по Изабель Бриггс Маейрс

NF (интуиция + чувство)

Гуманитарии --- Возможности для людей (развитие компании, коллектива, коучи, наставники, тренеры)

Поиск и реализация потенциальных возможностей для людей. Энтузиазм и проницательность.

В соционике такие предпочтения в дихотомиях характерны для типа:
Этико-интуитивный экстраверт (Гамлет).


Соционическая модель

Литовская исследовательница Аушра Аугустинавичюте предложила свою модель психики (модель А).

соционическая модель По ее мнению, всю информацию, воспринимаемую психикой человека, можно разделить на 8 видов - аспектов. Аспекты в соционике соответствуют 8 юнговским функциям, но совсем в ином смысле.

Соционическая модель психики человека состоит из 8 функций, каждая из которых выполняет свою роль в жизни человека. Каждая функция обрабатывает один из 8 аспектов информации.

Таким образом, все 8 аспектов информации (т.е. любая возможная информация) укладываются в модель психики одной личности.

Правила расстановки аспектов в модели А не произвольные, а подчиняются закономерностям предложенным Аушрой Аугустинавичюте, и образуют 16 типов информационного метаболизма (подобно 16 типам Майерс-Бриггс).

ЭГО (блок способностей, блок уверенности в себе)
Осознанные сильные функции. Это самые сильные функции, отражающие саму сущность человека.
1 функция – базовая. Главная и самая сильная функция, при помощи которой человек воспринимает окружающий мир, и которая определяет программу действий.

У Гюго и Гамлета это черная этика (этика эмоций), это значит что он:

Живет в мире эмоций. Все жизненные факты откладываются в его памяти в виде эмоциональной палитры, и по другому воспринимать мир не может и не хочет. Умеет понимать свое и чужое эмоциональное состояние, умеет его проявлять. Знает, что это его самая сильная сторона.
2 функция – творческая. Сильная, но более гибкая функция чем базовая, может развиваться и импровизировать, готова выйти из рамок. Функция для творчества и самореализации.

У Гамлета и Джека Лондона она это белая интуиция (интуиция времени), это значит что он:

Умеет эффективно распределять свое время, и предугадывает возможное развитие событий. Улавливает взаимосвязь между различными событиями во времени. Получает от этого пользу и невероятное удовольствие.
СУПЕР-ЭГО (блок осознанного несовершенства, блок социальной адаптации)
Осознанные слабые функции. По этим функциям человек осознает свою слабость, но старается соответствовать требованиям, предъявляемых к нему социумом.
4 функция - болевая. По ней человек болезненно воспринимает любую информацию. Деятельность по ней отбирает много энергии и приводит к очень быстрому утомлению.

У Гамлета и Джека Лондона это белая сенсорика (сенсорика ощущений), это значит что он:

Совсем не умеет оценивать свои и чужие ощущения, создавать комфорт, заботиться о других. Знает, что это его самая слабая сторона и болезненно воспринимает любую критику по этому поводу. Боится всего, что связано болезнями и физическими страданиями.
3 функция - ролевая. По ней человек старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции очень сложно.

У Гюго и Гамлета это черная логика (деловая логика), это значит что он:

Не умеет организовать рабочий процесс, действовать эффективно и расчетливо, но старается показать, что умеет это делать. Иногда даже получается, но не естественно и не продолжительно.
СУПЕРИД (блок беспомощности, блок желаний)
Бессознательные слабые функции. По этим функциям человек самостоятельно работать не может и нуждается в помощи со стороны окружающих.
6 функция - активационная. Информация по этой функции активизирует человека, побуждает к действию.

У Гамлета и Джека Лондона это черная сенсорика (волевая сенсорика), это значит что он:

Не умеет обращаться с предметами и управлять другими людьми, проявлять сильную волю, напористость, но попытки этим заниматься подсознательно активизируют его.
5 функция – суггестивная (внушаемая). Информация по ней воспринимается некритично, с доверием и благодарностью, успокаивает человека, вселяет в него уверенность.

У Гюго и Гамлета это белая логика (структурная логика), это значит что он:

Не умеет устанавливать логические связи, анализировать и систематизировать информацию, но подсознательно очень хочет получать помощь в этом деле. Ему необходимы люди, которые это умеют. Хорошо воспринимает информацию, если она подается в виде готовых таблиц и схем, с изложением сути.
ИД (блок управления)
Бессознательные сильные функции. Содержание этих функций человек не осознает, но решения принимает мгновенно, генерирует на подсознательном уровне, без лишних слов и размышлений.
7 функция — наблюдательная. По этой функции человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию, но предпочитает скорее оценивать других, чем самому проявлять инициативу.

У Гюго и Гамлета это белая этика (этика отношений), это значит что он:

Подсознательно умеет устанавливать и поддерживать отношения, оценивать их, но почему-то сам этим не пользуется, а вот оценить других или оказать помощь в этом деле может. Критикует окружающих, если их поведение выпадает за рамки общепринятых норм.
8 функция — фоновая. Она работает постоянно, автоматически, «по привычке». Обычно проявляется без слов на деле, и предотвращает проблемы без лишних объяснений и привлечения внимания к этому аспекту.

У Гамлета и Джека Лондона это черная интуиция (интуиция возможностей), это значит что он:

Подсознательно умеет выделять суть явлений и предметов, предсказывать их возможности, находит альтернативные решения, но не говорит об этом и, возможно, не знает. Это происходит само собой.

Описание соционического типа по И.Д.Вайсбанду (1986).

1. Быть или не быть? Серьезный, сосредоточенный на глобальных проблемах человек. Мир видит в драматических и даже трагических красках. Ждет всяческих неприятностей. Его лейтмотив - четыре ноты из Бетховена - тема судьбы. Личные проблемы склонен ставить и решать по большому счету. Нередко стремится заодно облагодетельствовать человечество.

2. Романтик. Склонен к постоянным сомнениям и колебаниям. Иногда воспринимается окружающими как неуравновешенная, легковозбудимая личность. Например, его раздражают любые лишние движения, он видит мир и так слишком динамичным. Не любит проявлять инициативу. Чувства ставит выше разума.

3. Смело входит в ситуацию, если хорошо с ней познакомился, тщательно все подготовил. Выжидает, обкладывает ситуацию со всех сторон, страхуется от всех возможных неприятностей и после этого действует наверняка. Стратег знает, как распределить свои силы во времени. К любой работе относится серьезно, с большой ответственностью, стремится довести ее до конца. Добиваться победы, во что бы то ни стало; ему легче потерпеть поражение, чем пойти на компромисс. В экстремальных ситуациях от его сверх осторожности не остается и следа.

4. Добро и зло. Никогда не сделает того, что считает злом, очень нетерпим к злу в других. Однако этическую теорию себе создает сам, не считаясь с обычаями и авторитетами. Иногда его взгляды на проблемы добра и зла весьма своеобразны. В любом случае последовательно их придерживается и настойчиво защищает.

5. Внимателен к людям, а порой даже навязчив и требователен, сочувствует им, старается помочь в тяжелую минуту. Окружающим с ним нелегко: в нем нет легкости восприятия жизни. Чаще - хороший семьянин. Свои чувства к партнеру выражает не конкретной заботой о нем, а драматическими рассказами и предупреждениями об опасностях, которые могут на него навалится. Для дуала это немаловажно - он не очень чувствует будущее. Ему можно позвонить ночью; на вопрос "я тебя разбудил?" весело ответит "Да! Разбудил". (Другой ТИМ, тоже весьма склонный к сочувствию, ответит, тем не менее "нет, не разбудил" таким тоном, что вы поймете свою бестактность).

6. Не любит заниматься бытовыми делами при свидетелях, вообще не может на людях работать. Если может - рассылает всех с поручениями. Очень боится, что его движения, поступки неэстетичны.

7. Имеет своеобразную, как бы высокомерную манеру держаться. Со стороны кажется, что он почему-то важничает, что-то изображает. Неплохой руководитель.


"Чистый" тип Юнга.

Описывая психологический типы, Юнг в своей работе совершенно не уделяет внимание нормальным, сбалансированным типам, использующим вспомогательную функцию по своему усмотрению. Каждый тип он изображает в крайних, резких проявлениях, с максимальными контрастами между экстравертными и интровертными формами поведения, и в связи с этим описывает теоретические «чистые» типы с плохо развитой вспомогательной функцией.

Игнорирование вспомогательной функции привело, в первую очередь, к искаженным описаниям интровертных типов. Мы уже знаем, что экстраверсия, то есть внешние проявления личности, у интровертов зависит от вспомогательной функции. У "чистых" интровертных типов вспомогательная функция не развита, поэтому взаимодействие с внешним миром затруднено. Внешне мы можем наблюдать только попытки главной функции (направленной у интровертов на внутренний мир) взаимодействовать с окружающим миром. Таким образом, «чистые» интровертные типы у Юнга практически не оказывают какое-либо влияние на внешний мир.

У "чистых" экстравертных типов затруднено взаимодействие с внутренним миром. Внешне мы можем этого и не заметить. Поэтому описанные Юнгом экстравертные типы более менее совпадают с описанием нормальных экстравертных типов.

Театрал - "чистый" экстравертный чувствующий тип, у которого не развита вспомогательная функция.

Это рациональный тип, поскольку он производит выбор из происходящего на основании разумных суждений. В отличие от него иррациональный тип ориентируется по тому, что именно происходит в данный момент. То есть для рационального типа разумные суждения важнее чем восприятие происходящего вокруг. Они сознательно исключают все случайное и беспорядочное из своей жизни.

Экстравертное чувство не зависит от субъективного фактора, а подчинено традиционным и общезначимым ценностям.

Именно такого рода чувствованию следует приписать то обстоятельство, что так много людей ходят в театр, или на концерт, или в церковь, и даже с правильно размеренными позитивными чувствами. Ему же мы обязаны и модами и, что гораздо ценнее, позитивной и распространенной поддержкой социальных, филантропических и прочих культурных начинаний. В этих делах экстравертное чувство оказывается творческим фактором. Без такого чувствования немыслимо, например, прекрасное и гармоническое общение.

В крайнем случае происходит такая ассимиляция субъекта к объекту, что сам субъект чувства исчезает, вследствие чего личный характер чувствования, составляющий его главную прелесть, утрачивается. Ибо вследствие этого чувство становится холодным, предметным и недостоверным. Создается впечатление, как будто это чувство не настоящее, а выносимое напоказ. Это проявляется прежде всего в преувеличенном выражении чувств, например в громких и навязчивых чувствительных предикатах, которые, однако, до известной степени не внушают доверия. Они звучат пусто и не убеждают. Стоит ситуации чуть-чуть измениться, чтобы вызвать тотчас же совершенно противоположную оценку того же объекта.

"Я отнюдь не хотел бы, чтобы предыдущие описания вызвали у читателей впечатление, будто эти типы в такой чистоте относительно часто встречаются в реальной жизни" (Психологические типы. К.Г. Юнг).