СЭЭ - Наполеон

Здесь рассматривается Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон).

Интуитивно-логический экстраверт (Дон-Кихот)

Искатель (по Гуленко)

ENTP. Debater – спорщик (по Майерс-Бриггс)

Сенсорно-этический интроверт (Дюма)

Посредник (по Гуленко)

ISFP. Adventurer – искатель приключений (по Майерс-Бриггс)

Этико-сенсорный экстраверт (Гюго)

Энтузиаст (по Гуленко)

ESFJ. Consul – консул (по Майерс-Бриггс)

Логико-интуитивный интроверт (Робеспьер)

Аналитик (по Гуленко)

INTJ. Architect - архитектор (по Майерс-Бриггс)

Логико-сенсорный интроверт (Максим Горький)

Инспектор (по Гуленко)

ISTJ. Logistician - логист (по Майерс-Бриггс)

Этико-интуитивный экстраверт (Гамлет)

Наставник (по Гуленко)

ENFJ. Protagonist - герой (по Майерс-Бриггс)

Интуитивно-этический интроверт (Есенин)

Лирик (по Гуленко)

INFP. Mediator - посредник (по Майерс-Бриггс)

Сенсорно-логический экстраверт (Жуков)

Маршал (по Гуленко)

ESTP. Entrepreneur - предприниматель (по Майерс-Бриггс)

Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон)

Политик (по Гуленко)

ESFP. Entertainer - развлекатель (по Майерс-Бриггс)

Интуитивно-логический интроверт (Бальзак)

Критик (по Гуленко)

INTP. Logician - логик (по Майерс-Бриггс)

Логико-интуитивный экстраверт (Джек Лондон)

Предприниматель (по Гуленко)

ENTJ. Commander - командир (по Майерс-Бриггс)

Этико-сенсорный интроверт (Драйзер)

Хранитель (по Гуленко)

ISFJ. Defender - защитник (по Майерс-Бриггс)

Этико-интуитивный интроверт (Достоевский)

Гуманист (по Гуленко)

INFJ. Advocate - адвокат (по Майерс-Бриггс)

Логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц)

Администратор (по Гуленко)

ESTJ. Executive - администратор (по Майерс-Бриггс)

Сенсорно-логический интроверт (Габен)

Мастер (по Гуленко)

ISTP. Virtuoso - виртуоз (по Майерс-Бриггс)

Интуитивно-этический экстраверт (Гексли)

Советчик (по Гуленко)

ENFP. Campaigner – душа компании (по Майерс-Бриггс)


Понятия К.Г. Юнга

Согласно основам типологии по Юнгу у сенсорно-этического экстраверта (Наполеона):

Тип установки - экстраверсия.

Функция восприятия - ощущение (сенсорика).

Функция суждения - чувство (этика).

Напомним, что Юнг выделял восемь психологических типов, согласно разделению по двум установкам (интроверсия и экстраверсия) и четырем функциям (мышление, чувство, ощущение и интуиция).

Вспомним понятия данных установки и функций по К.Г.Юнгу.

Экстраверсией называется обращение либидо наружу (на внешний мир, объекты интереса). Под либидо Юнг понимал психическую энергию вообще, а не только сексуальную энергию, как считал Фрейд.

Изначально положительное отношение к окружающему миру.

Самые важные решения и действия обусловливаются не субъективным воззрением, а объективными обстоятельствами. Внутренний мир соответствует внешним требованиям.

Экстраверт приноравливается к окружающему миру, тем самым более приспособлен к жизни чем интроверт.

Обычно это люди с открытым, обходительным, приветливым и доступным характером.

Опасность для экстраверта заключается в том, что он может слишком вовлечься в объекты и потерять в них себя самого.

Самая частая форма невроза у экстравертного типа - истерия. Классические случаи истерии всегда отличаются преувеличенным отношением к лицам окружающей среды; другой характерной особенностью этой болезни является прямо-таки подражательное приноровление к обстоятельствам.

Ощущение есть та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. То есть это восприятие совершающееся посредством органов чувств.

Ощущающий тип больше всего подавляет свою интуицию, потому что интуиция больше всего способна мешать ощущению. Напомним, что интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. То есть это готовое представление об объекте, образовавшееся в нашем сознании непонятно откуда.

В норме ощущение и интуиция находятся в компенсации. В крайнем случае интуиция полностью вытесняется в бессознательное, вызывая невротическое расстройство.

Чувство есть та психологическая функция, которая придает содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его ("удовольствие" или "неудовольствие"). Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо – плохо, красиво – некрасиво.

Чувствующий тип больше всего подавляет свое мышление, потому что мышление больше всего способно мешать чувству. Напомним, что мышление есть та психологическая функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях.

В норме мышление и чувство находятся в компенсации. В крайнем случае мышление полностью вытесняется в бессознательное, вызывая невротическое расстройство.


Дихотомии Майерс-Бриггс

В годы Второй мировой войны американки Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабель Бриггс-Майерс предложили определять главную функцию с помощью теста MBTI (Myers-Briggs Type Indicator), чтобы определить индивидуальные личностные предпочтения в работе. Для чего были придуманы, а точнее переделаны из юнговских терминов, 4 шкалы (дихотомии), по которым исследуется личность. Ответы на вопросы теста позволяют определить, к какому «полюсу» для каждой дихотомии более склонен человек. В следствие этого образуются уже 16 типов, потому что кроме главной функции тип разделяется еще на 2 типа по вспомогательной функции.

У данного типа предпочтения в дихотомиях следующие:

Е (Extraversion, экстраверсия) — ориентация на внешние объекты. Такие люди открытые, более активные, легко общаются с незнакомыми людьми. Им больше нравится проводить время во внешнем мире людей и вещей, чем во внутреннем мире идей и образов.
Направленность сознания

E
I (Introversion, интроверсия) — ориентация на свой внутренний мир. Такие люди замкнутые, менее активные, общение с незнакомыми людьми утомляет и расходует энергию. Им больше нравится проводить время во внутреннем мире идей и образов, чем во внешнем мире людей и вещей.
S (Sensing, ощущение) – ориентация исходя из конкретных деталей, фактов и полученного опыта. Такие люди в большей степени практики, чем теоретики. Поглощены реальным миром вокруг себя, при этом могут не увидеть картину в целом и развитие ситуации во времени. Предпочитают наблюдать за жизнью, ищут удовольствие.
Ориентация в ситуации (восприятие)

S
N (iNtuition, интуиция) – ориентация исходя из обобщенной информации, предчувствии, интуиции. Такие люди в большей степени теоретики, чем практики. Видят образ в целом, новые возможности и развитие ситуации во времени, при этом «уходят» от реальности. Предпочитают предугадывать события в жизни, ищут вдохновения.
Т (Thinking, мышление) – решения принимаются «головой», основываясь на логике, тщательно все обдумав. Такие люди хладнокровные, но справедливые. Их увлекают объективные закономерности окружающего мира (наука, техника).
Основа принятия решений (суждение)

F
F (Feeling, чувство) – решения принимаются «сердцем», эмоционально, ориентированно на ценности людей, а не на абстрактную логичность. Такие люди сочувствующие и сопереживающие. Их увлекает гуманитарная деятельность (литература, искусство).
J (Judging, суждение) – на внешний мир направлена функция рациональная, то есть суждение: мышление или чувство. Такие люди действуют по предварительной подготовке, предпочитают планировать все заранее, стараются исключить хаос. Неожиданные перемены выбивают их из колеи.
Способ действия во внешнем мире

P
P (Perception, восприятие) – на внешний мир направлена функция иррациональная, то есть восприятие: ощущение или интуиция. Такие люди стремятся жить гибко и спонтанно, действуют по обстоятельствам, легко адаптируются к неожиданным переменам. Действие по плану стесняет и ограничивает их.

У экстравертов главная функция направлена на внешний мир. У интровертов главная функция направлена на внутренний мир, а способ действия во внешнем мире определяет вспомогательная функция. В этом и заключается основная путаница между типологией Майерс-Бриггс и соционикой, так как в соционической модели главная функция всегда направлена на внешний мир, даже у интровертов.

В типологии Майерс-Бриггс такие предпочтения в дихотомиях характерны для типа: ESFP.

ESFP

Entertainer - Развлекатель

Спонтанные, энергичные и увлеченные люди - жизнь никогда не скучает вокруг них.

По Кейрси:
тип: Performer (ESFP) Исполнитель,
роль: Entertainer (SFP) Развлекатель,
темперамент: Artisan (SP) Ремесленник.

ESFP

По Крегеру: Entertainer - Аниматор

Беззаботным ESFP слова «творческая работа» кажутся не совсем подходящими, когда речь идет об их произведениях, так как они не назвали бы «работой» то, чем любят заниматься. «Творческая игра» – вот более подходящее определение. Если вы ESFP, тогда ваши действия, энтузиазм и эмпатия помогают вам вдохновлять других..

Темперамент по Кейрси

Сенсорно-перцептивный (SP) - Дионис. Artisan - Ремесленник.

1. Практичность, оперативность.
2. Находчивость, импровизация в нестандартных ситуациях.
3. Свобода и независимость.
4. Следование своим влечениям и желаниям.

Сочетание восприятия и суждения по Изабель Бриггс Маейрс

SF (ощущение + чувство)

Социалы --- Сервис (продавцы, внимание к другим людям)

Личная теплота и сердечность к другим людям. Дружелюбие и общительность.

В соционике такие предпочтения в дихотомиях характерны для типа:
Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон).


Соционическая модель

Литовская исследовательница Аушра Аугустинавичюте предложила свою модель психики (модель А).

соционическая модель По ее мнению, всю информацию, воспринимаемую психикой человека, можно разделить на 8 видов - аспектов. Аспекты в соционике соответствуют 8 юнговским функциям, но совсем в ином смысле.

Соционическая модель психики человека состоит из 8 функций, каждая из которых выполняет свою роль в жизни человека. Каждая функция обрабатывает один из 8 аспектов информации.

Таким образом, все 8 аспектов информации (т.е. любая возможная информация) укладываются в модель психики одной личности.

Правила расстановки аспектов в модели А не произвольные, а подчиняются закономерностям предложенным Аушрой Аугустинавичюте, и образуют 16 типов информационного метаболизма (подобно 16 типам Майерс-Бриггс).

ЭГО (блок способностей, блок уверенности в себе)
Осознанные сильные функции. Это самые сильные функции, отражающие саму сущность человека.
1 функция – базовая. Главная и самая сильная функция, при помощи которой человек воспринимает окружающий мир, и которая определяет программу действий.

У Жукова и Наполеона это черная сенсорика (волевая сенсорика), это значит что он:

Воспринимает мир как поле боя, состоящее из предметов и людей, которые нужно подвинуть, сломить или обойти. По другому воспринимать не может и не хочет. Умеет обращаться с предметами и управлять другими людьми. Знает, что это его самая сильная сторона.
2 функция – творческая. Сильная, но более гибкая функция чем базовая, может развиваться и импровизировать, готова выйти из рамок. Функция для творчества и самореализации.

У Наполеона и Гексли это белая этика (этика отношений), это значит что он:

Умеет устанавливать и поддерживать отношения, оценивать их. Получает от этого пользу и невероятное удовольствие. Умеет расположить к себе собеседника, улаживать конфликты, помогает людям налаживать отношения.
СУПЕР-ЭГО (блок осознанного несовершенства, блок социальной адаптации)
Осознанные слабые функции. По этим функциям человек осознает свою слабость, но старается соответствовать требованиям, предъявляемых к нему социумом.
4 функция - болевая. По ней человек болезненно воспринимает любую информацию. Деятельность по ней отбирает много энергии и приводит к очень быстрому утомлению.

У Гексли и Наполеона это белая логика (структурная логика), это значит что он:

Совсем не умеет устанавливать логические связи, анализировать и систематизировать информацию. Знает, что это его самая слабая сторона и болезненно воспринимает любую критику по этому поводу. Категоричное неприятие любых внешних требований поступать методично и обдуманно.
3 функция - ролевая. По ней человек старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции очень сложно.

У Жукова и Наполеона это черная интуиция (интуиция возможностей), это значит что он:

Не умеет выделять суть явлений и предметов, предсказывать их возможности, находить альтернативные решения, но старается показать, что умеет это делать. Иногда даже получается, но не естественно и не продолжительно. Демонстрирует уверенность в своих знаниях и правильном понимании ситуации, при внутренней неуверенности в этом.
СУПЕРИД (блок беспомощности, блок желаний)
Бессознательные слабые функции. По этим функциям человек самостоятельно работать не может и нуждается в помощи со стороны окружающих.
6 функция - активационная. Информация по этой функции активизирует человека, побуждает к действию.

У Наполеона и Гексли это черная логика (деловая логика), это значит что он:

Не умеет организовать рабочий процесс, действовать эффективно и расчетливо, но попытки этим заниматься подсознательно активизируют его.
5 функция – суггестивная (внушаемая). Информация по ней воспринимается некритично, с доверием и благодарностью, успокаивает человека, вселяет в него уверенность.

У Жукова и Наполеона это белая интуиция (интуиция времени), это значит что он:

Не умеет распределять свое время, и предугадывать возможное развитие событий, но подсознательно очень хочет получать помощь в этом деле. Ему необходимы люди, которые будут подсказывать о своевременности начала и окончания дел, предупреждать о возможных последствиях.
ИД (блок управления)
Бессознательные сильные функции. Содержание этих функций человек не осознает, но решения принимает мгновенно, генерирует на подсознательном уровне, без лишних слов и размышлений.
7 функция — наблюдательная. По этой функции человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию, но предпочитает скорее оценивать других, чем самому проявлять инициативу.

У Жукова и Наполеона это белая сенсорика (сенсорика ощущений), это значит что он:

Подсознательно умеет оценивать свои и чужие ощущения, создавать комфорт, заботиться о других, но почему-то сам этим не пользуется, а вот оценить других или оказать помощь в этом деле может. Стремится создать своим близким людям удобные условия для жизни, при этом возможна непритязательность в материальных условиях жизни для себя лично.
8 функция — фоновая. Она работает постоянно, автоматически, «по привычке». Обычно проявляется без слов на деле, и предотвращает проблемы без лишних объяснений и привлечения внимания к этому аспекту.

У Наполеона и Гексли это черная этика (этика эмоций), это значит что он:

Подсознательно умеет понимать свое и чужое эмоциональное состояние, проявлять эмоции, но не говорит об этом и, возможно, не знает. Это происходит само собой.

Описание соционического типа по И.Д.Вайсбанду (1986).

1. Гордится своим влиянием на людей, их любовью и уважением, популярностью, с удовольствием ведет за собой, смел и категоричен в эротике, но осторожен в отношениях с объективным миром, недоверчив к новым научным идеям и вообще ко всему объективному. Его совесть чиста только тогда, когда он манипулирует людьми, а не объективным миром.

2. Беспокойная активность, жадность к практической деятельности. Не только не скрывает своих чувств, но наоборот, ими гордится. Сравнительно легко, если это отвечает его внутреннему настроению, высказывает свое восхищение. И словами, и взглядами. Он всегда за полноценную любовь - и физическую, и психическую, если только это ему нужно. Даже когда чувство кратковременное, очень хорошо знает, чего хочет от объекта любви, не склонен приспосабливаться, а только диктовать. Высокомерен. Оптимистичен. Перед сложной ситуацией не робеет, а старается решить ее сразу же по месту.

3. Много внимания уделяет эстетике окружения, порядку. Чаще всего обладает врожденным вкусом, умеет хорошо одеваться и того же требует от окружающих. Внимателен к физическим данным партнера. Во всей своей деятельности очень инициативен. А вот чувства меры, для измерения содеянного не имеет. Постоянно не уверен, что сделал все, что мог.

4. Жизнь его отравляют требования близких обдумывать свою деятельность, вести себя умно. Он этого не переносит, такое требование выводит его из себя, он и вправду перестает считаться с логикой. Поступает умно и логично до тех пор, пока этого от него не требуют, пока его "уважают" и с ним "считаются". Нельзя спорить с его логикой. Повлиять на него можно только противопоставляя его целям другие, более благородные и труднее достижимые.

5. Инициативность и деловитость настолько велики, что никакая критика, даже постоянное ворчание его дополняющего, которым осуждается почти каждое проявление активности, не портит настроения. Даже наоборот критика успокаивает, показывает, что он сделал и делает достаточно много, что его деятельность замечается.

6. Благодаря своей инициативности и требовательности довольно часто разочаровывается в объектах своих чувств. Те оказываются "не такими", не достаточно понимающими порывы их души. А суть в том, что нужен человек, к которому можно приспособиться, не приспосабливаясь. Если рядом нет такого - проказничает, чтобы его привлечь.


"Чистый" тип Юнга.

Описывая психологический типы, Юнг в своей работе совершенно не уделяет внимание нормальным, сбалансированным типам, использующим вспомогательную функцию по своему усмотрению. Каждый тип он изображает в крайних, резких проявлениях, с максимальными контрастами между экстравертными и интровертными формами поведения, и в связи с этим описывает теоретические «чистые» типы с плохо развитой вспомогательной функцией.

Игнорирование вспомогательной функции привело, в первую очередь, к искаженным описаниям интровертных типов. Мы уже знаем, что экстраверсия, то есть внешние проявления личности, у интровертов зависит от вспомогательной функции. У "чистых" интровертных типов вспомогательная функция не развита, поэтому взаимодействие с внешним миром затруднено. Внешне мы можем наблюдать только попытки главной функции (направленной у интровертов на внутренний мир) взаимодействовать с окружающим миром. Таким образом, «чистые» интровертные типы у Юнга практически не оказывают какое-либо влияние на внешний мир.

У "чистых" экстравертных типов затруднено взаимодействие с внутренним миром. Внешне мы можем этого и не заметить. Поэтому описанные Юнгом экстравертные типы более менее совпадают с описанием нормальных экстравертных типов.

Эстет - "чистый" экстравертный ощущающий тип, у которого не развита вспомогательная функция.

Это иррациональный тип, поскольку он ориентируется по тому, что именно происходит в данный момент. В отличие от него рациональный тип производит выбор из происходящего на основании разумных суждений. То есть для иррационального типа восприятие происходящего вокруг важнее чем разумные суждения. Но было бы совершенно неверно в силу этого истолковывать эти типы как "неразумные", просто их умозаключения не могут поспевать за опытом.

В экстравертной установке ощущение определяется преимущественно объектом, и те объекты, которые вызывают наиболее сильное ощущение, являются решающими для психологии индивида.

Нет такого человеческого типа, который мог бы сравниться в реализме с экстравертным ощущающим типом. Для него именно конкретные ощущения есть проявлениям жизни, и никак иначе. То, что приходит изнутри, кажется ему болезненным и негодным. Его постоянный мотив в том, чтобы ощущать объект, иметь чувственные впечатления и по возможности наслаждаться.

Обычно он выступает как обладающий вкусом эстет, он имеет утонченный вкус, одевается хорошо, соответственно со своими средствами, у него хорошо едят и пьют, удобно сидят.

В крайнем проявлении объект служит лишь поводом для ощущений, такой человек превращается в грубого искателя наслаждений. Объект подвергается вопиющему насилию и выжиманию.

"Я отнюдь не хотел бы, чтобы предыдущие описания вызвали у читателей впечатление, будто эти типы в такой чистоте относительно часто встречаются в реальной жизни" (Психологические типы. К.Г. Юнг).