ЭИИ - Достоевский

Здесь рассматривается Этико-интуитивный интроверт (Достоевский).

Интуитивно-логический экстраверт (Дон-Кихот)

Искатель (по Гуленко)

ENTP. Debater – спорщик (по Майерс-Бриггс)

Сенсорно-этический интроверт (Дюма)

Посредник (по Гуленко)

ISFP. Adventurer – искатель приключений (по Майерс-Бриггс)

Этико-сенсорный экстраверт (Гюго)

Энтузиаст (по Гуленко)

ESFJ. Consul – консул (по Майерс-Бриггс)

Логико-интуитивный интроверт (Робеспьер)

Аналитик (по Гуленко)

INTJ. Architect - архитектор (по Майерс-Бриггс)

Логико-сенсорный интроверт (Максим Горький)

Инспектор (по Гуленко)

ISTJ. Logistician - логист (по Майерс-Бриггс)

Этико-интуитивный экстраверт (Гамлет)

Наставник (по Гуленко)

ENFJ. Protagonist - герой (по Майерс-Бриггс)

Интуитивно-этический интроверт (Есенин)

Лирик (по Гуленко)

INFP. Mediator - посредник (по Майерс-Бриггс)

Сенсорно-логический экстраверт (Жуков)

Маршал (по Гуленко)

ESTP. Entrepreneur - предприниматель (по Майерс-Бриггс)

Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон)

Политик (по Гуленко)

ESFP. Entertainer - развлекатель (по Майерс-Бриггс)

Интуитивно-логический интроверт (Бальзак)

Критик (по Гуленко)

INTP. Logician - логик (по Майерс-Бриггс)

Логико-интуитивный экстраверт (Джек Лондон)

Предприниматель (по Гуленко)

ENTJ. Commander - командир (по Майерс-Бриггс)

Этико-сенсорный интроверт (Драйзер)

Хранитель (по Гуленко)

ISFJ. Defender - защитник (по Майерс-Бриггс)

Этико-интуитивный интроверт (Достоевский)

Гуманист (по Гуленко)

INFJ. Advocate - адвокат (по Майерс-Бриггс)

Логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц)

Администратор (по Гуленко)

ESTJ. Executive - администратор (по Майерс-Бриггс)

Сенсорно-логический интроверт (Габен)

Мастер (по Гуленко)

ISTP. Virtuoso - виртуоз (по Майерс-Бриггс)

Интуитивно-этический экстраверт (Гексли)

Советчик (по Гуленко)

ENFP. Campaigner – душа компании (по Майерс-Бриггс)


Понятия К.Г. Юнга

Согласно основам типологии по Юнгу у этико-интуитивного интроверта (Достоевского):

Тип установки - интроверсия.

Функция восприятия - интуиция.

Функция суждения - чувство (этика).

Напомним, что Юнг выделял восемь психологических типов, согласно разделению по двум установкам (интроверсия и экстраверсия) и четырем функциям (мышление, чувство, ощущение и интуиция).

Вспомним понятия данных установки и функций по К.Г.Юнгу.

Интроверсией называется обращение либидо вовнутрь (на собственный внутренний мир). Под либидо Юнг понимал психическую энергию вообще, а не только сексуальную энергию, как считал Фрейд.

Изначально абстрагирующее отношение к окружающему миру.

Самые важные решения и действия обусловливаются не объективными обстоятельствами, а субъективным воззрением, которое вдвигается между ним и объективно данным.

Интроверт не стремиться приноравливаться к окружающему миру, тем самым менее приспособлен к жизни чем экстраверт.

Обычно это замкнутые, трудно распознаваемые, часто пугливые натуры.

Опасность для интроверта заключается в том, что он может слишком глубоко уйти в себя и потерять связь с внешним миром.

Интровертный тип постоянно нуждается в огромной внутренней работе, чтобы быть в состоянии защищаться от объектов. Поэтому типичной для него формой невроза является психастения, болезнь, отличающаяся, с одной стороны, большой сенситивностью, а с другой стороны, большой истощаемостью и хроническим утомлением.

Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. То есть это готовое представление об объекте, образовавшееся в нашем сознании непонятно откуда.

Интуитивный тип больше всего подавляет свое ощущение, потому что ощущение больше всего способно мешать интуиции. Напомним, что ощущение есть та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. То есть это восприятие совершающееся посредством органов чувств.

В норме ощущение и интуиция находятся в компенсации. В крайнем случае ощущение полностью вытесняется в бессознательное, вызывая невротическое расстройство.

Чувство есть та психологическая функция, которая придает содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его ("удовольствие" или "неудовольствие"). Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо – плохо, красиво – некрасиво.

Чувствующий тип больше всего подавляет свое мышление, потому что мышление больше всего способно мешать чувству. Напомним, что мышление есть та психологическая функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях.

В норме мышление и чувство находятся в компенсации. В крайнем случае мышление полностью вытесняется в бессознательное, вызывая невротическое расстройство.


Дихотомии Майерс-Бриггс

В годы Второй мировой войны американки Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабель Бриггс-Майерс предложили определять главную функцию с помощью теста MBTI (Myers-Briggs Type Indicator), чтобы определить индивидуальные личностные предпочтения в работе. Для чего были придуманы, а точнее переделаны из юнговских терминов, 4 шкалы (дихотомии), по которым исследуется личность. Ответы на вопросы теста позволяют определить, к какому «полюсу» для каждой дихотомии более склонен человек. В следствие этого образуются уже 16 типов, потому что кроме главной функции тип разделяется еще на 2 типа по вспомогательной функции.

У данного типа предпочтения в дихотомиях следующие:

Е (Extraversion, экстраверсия) — ориентация на внешние объекты. Такие люди открытые, более активные, легко общаются с незнакомыми людьми. Им больше нравится проводить время во внешнем мире людей и вещей, чем во внутреннем мире идей и образов.
Направленность сознания

I
I (Introversion, интроверсия) — ориентация на свой внутренний мир. Такие люди замкнутые, менее активные, общение с незнакомыми людьми утомляет и расходует энергию. Им больше нравится проводить время во внутреннем мире идей и образов, чем во внешнем мире людей и вещей.
S (Sensing, ощущение) – ориентация исходя из конкретных деталей, фактов и полученного опыта. Такие люди в большей степени практики, чем теоретики. Поглощены реальным миром вокруг себя, при этом могут не увидеть картину в целом и развитие ситуации во времени. Предпочитают наблюдать за жизнью, ищут удовольствие.
Ориентация в ситуации (восприятие)

N
N (iNtuition, интуиция) – ориентация исходя из обобщенной информации, предчувствии, интуиции. Такие люди в большей степени теоретики, чем практики. Видят образ в целом, новые возможности и развитие ситуации во времени, при этом «уходят» от реальности. Предпочитают предугадывать события в жизни, ищут вдохновения.
Т (Thinking, мышление) – решения принимаются «головой», основываясь на логике, тщательно все обдумав. Такие люди хладнокровные, но справедливые. Их увлекают объективные закономерности окружающего мира (наука, техника).
Основа принятия решений (суждение)

F
F (Feeling, чувство) – решения принимаются «сердцем», эмоционально, ориентированно на ценности людей, а не на абстрактную логичность. Такие люди сочувствующие и сопереживающие. Их увлекает гуманитарная деятельность (литература, искусство).
J (Judging, суждение) – на внешний мир направлена функция рациональная, то есть суждение: мышление или чувство. Такие люди действуют по предварительной подготовке, предпочитают планировать все заранее, стараются исключить хаос. Неожиданные перемены выбивают их из колеи.
Способ действия во внешнем мире

J
P (Perception, восприятие) – на внешний мир направлена функция иррациональная, то есть восприятие: ощущение или интуиция. Такие люди стремятся жить гибко и спонтанно, действуют по обстоятельствам, легко адаптируются к неожиданным переменам. Действие по плану стесняет и ограничивает их.

У экстравертов главная функция направлена на внешний мир. У интровертов главная функция направлена на внутренний мир, а способ действия во внешнем мире определяет вспомогательная функция. В этом и заключается основная путаница между типологией Майерс-Бриггс и соционикой, так как в соционической модели главная функция всегда направлена на внешний мир, даже у интровертов.

В типологии Майерс-Бриггс такие предпочтения в дихотомиях характерны для типа: INFJ.

INFJ

Advocate - Адвокат

Тихий и мистический, но очень вдохновляющий и неутомимый идеалист.

По Кейрси:
тип: Counselor (INFJ) Советник,
роль: Mentor (NFJ) Наставник,
темперамент: Idealist (NF) Идеалист.

INFJ

По Крегеру: Inspirer - Вдохновитель

INFJ действительно способны вдохновлять. Они провидцы-созерцатели, чья креативность проявляется лучше всего в их способности разглядеть возможности, заложенные в окружающих. Силы и вдохновение для своей креативности INFJ черпают из своего богатого воображения.

Темперамент по Кейрси

Интуитивно-чувствующий (NF) - Аполлон. Idealist - Идеалист.

1. Феноменальная способность работать с людьми и выявлять их лучшие качества.
2. Сильная потребность помогать другим людям.
3. Духовность, поиск смысла жизни.
4. Проницательность.

Сочетание восприятия и суждения по Изабель Бриггс Маейрс

NF (интуиция + чувство)

Гуманитарии --- Возможности для людей (развитие компании, коллектива, коучи, наставники, тренеры)

Поиск и реализация потенциальных возможностей для людей. Энтузиазм и проницательность.

В соционике такие предпочтения в дихотомиях характерны для типа:
Этико-интуитивный интроверт (Достоевский).


Соционическая модель

Литовская исследовательница Аушра Аугустинавичюте предложила свою модель психики (модель А).

соционическая модель По ее мнению, всю информацию, воспринимаемую психикой человека, можно разделить на 8 видов - аспектов. Аспекты в соционике соответствуют 8 юнговским функциям, но совсем в ином смысле.

Соционическая модель психики человека состоит из 8 функций, каждая из которых выполняет свою роль в жизни человека. Каждая функция обрабатывает один из 8 аспектов информации.

Таким образом, все 8 аспектов информации (т.е. любая возможная информация) укладываются в модель психики одной личности.

Правила расстановки аспектов в модели А не произвольные, а подчиняются закономерностям предложенным Аушрой Аугустинавичюте, и образуют 16 типов информационного метаболизма (подобно 16 типам Майерс-Бриггс).

ЭГО (блок способностей, блок уверенности в себе)
Осознанные сильные функции. Это самые сильные функции, отражающие саму сущность человека.
1 функция – базовая. Главная и самая сильная функция, при помощи которой человек воспринимает окружающий мир, и которая определяет программу действий.

У Драйзера и Достоевского это белая этика (этика отношений), это значит что он:

Мир состоит из взаимоотношений между людьми, их симпатий и антипатий, и по другому воспринимать мир не может и не хочет. Умеет устанавливать и поддерживать отношения, оценивать их. Знает, что это его самая сильная сторона. Глубоко понимает нравственные и этические стороны жизни.
2 функция – творческая. Сильная, но более гибкая функция чем базовая, может развиваться и импровизировать, готова выйти из рамок. Функция для творчества и самореализации.

У Робеспьера и Достоевского это черная интуиция (интуиция возможностей), это значит что он:

Умеет выделять суть явлений и предметов, предсказывать их возможности. Получает от этого пользу и невероятное удовольствие. Хорошо ориентируется в нестандартных сложных ситуациях, видит альтернативные решения, высказывает конструктивные идеи.
СУПЕР-ЭГО (блок осознанного несовершенства, блок социальной адаптации)
Осознанные слабые функции. По этим функциям человек осознает свою слабость, но старается соответствовать требованиям, предъявляемых к нему социумом.
4 функция - болевая. По ней человек болезненно воспринимает любую информацию. Деятельность по ней отбирает много энергии и приводит к очень быстрому утомлению.

У Робеспьера и Достоевского это черная сенсорика (волевая сенсорика), это значит что он:

Совсем не умеет обращаться с предметами и управлять другими людьми, проявлять сильную волю, напористость. Знает, что это его самая слабая сторона и болезненно воспринимает любую критику по этому поводу.
3 функция - ролевая. По ней человек старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции очень сложно.

У Драйзера и Достоевского это белая логика (структурная логика), это значит что он:

Не умеет устанавливать логические связи, анализировать и систематизировать информацию, но старается показать, что умеет это делать. Иногда даже получается, но не естественно и не продолжительно. Стремится следовать общепринятым принципам в жизни. Внутреннее требование к себе быть объективным и принципиальным.
СУПЕРИД (блок беспомощности, блок желаний)
Бессознательные слабые функции. По этим функциям человек самостоятельно работать не может и нуждается в помощи со стороны окружающих.
6 функция - активационная. Информация по этой функции активизирует человека, побуждает к действию.

У Робеспьера и Достоевского это белая сенсорика (сенсорика ощущений), это значит что он:

Не умеет оценивать свои и чужие ощущения, создавать комфорт, заботиться о других, но попытки этим заниматься подсознательно активизируют его. В быту не слишком прихотлив, однако если кто-то заботится о нем, то это поднимает ему настроение.
5 функция – суггестивная (внушаемая). Информация по ней воспринимается некритично, с доверием и благодарностью, успокаивает человека, вселяет в него уверенность.

У Драйзера и Достоевского это черная логика (деловая логика), это значит что он:

Не умеет организовать рабочий процесс, действовать эффективно и расчетливо, но подсознательно очень хочет получать помощь в этом деле. Ему необходимы люди, которые это умеют.
ИД (блок управления)
Бессознательные сильные функции. Содержание этих функций человек не осознает, но решения принимает мгновенно, генерирует на подсознательном уровне, без лишних слов и размышлений.
7 функция — наблюдательная. По этой функции человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию, но предпочитает скорее оценивать других, чем самому проявлять инициативу.

У Драйзера и Достоевского это черная этика (этика эмоций), это значит что он:

Подсознательно умеет понимать свое и чужое эмоциональное состояние, проявлять эмоции, но почему-то сам этим не пользуется, а вот оценить других или оказать помощь в этом деле может.
8 функция — фоновая. Она работает постоянно, автоматически, «по привычке». Обычно проявляется без слов на деле, и предотвращает проблемы без лишних объяснений и привлечения внимания к этому аспекту.

У Робеспьера и Достоевского это белая интуиция (интуиция времени), это значит что он:

Подсознательно умеет эффективно распределять свое время, и предугадывает возможное развитие событий, но не говорит об этом и, возможно, не знает. Это происходит само собой. Ему редко свойственно нетерпение, умеет ждать, склонен поддерживать размеренный ритм жизни.

Описание соционического типа по И.Д.Вайсбанду (1986).

1. Носитель тихого, внутреннего взгляда, незаметного моря чувств. Мир его чувств настолько тонок и богат, что не нужны словесные доказательства любви. Он и без слов видит, кто, кого и как любит, кто кому нужен, а кто кому не нужен. Ценнейшее свойство - умение приспособиться к эмоциям другого человека. Сопереживать, снять эмоциональное напряжение, успокоить.

2. Это, обычно, тихий, дружелюбный человек, который в компании больше молчит и наблюдает, среди близких же знакомых - наоборот. Его нельзя назвать слишком стеснительным, потому что он отлично видит, как к нему относятся другие, и знает, как это отношение улучшить. Своему пониманию этичного и неэтичного стремится подчинить других людей. А вот эмоций своих никогда не навязывает, а сопровождает, сопереживает эмоции другого. Демонстрирует своеобразное эмоциональное замирание. Уверен, что другим нужен спокойным, ровным, безмятежным. Хочет быть как бы "компрессом", который другие могут прикладывать к своим ранам.

3. Если его просят что-то сделать, не может отказать. Поэтому его нередко эксплуатируют. Нужен дуал, подчиняясь которому, можно отгородится от лишнего. В отношениях с людьми его интересы ограничиваются лишь определенной группой лиц, а вот в объективном мире его интересует абсолютно все: полная всеядность на уровне его интеллекта и способностей. Не способен оценить качество своей работы и потерянное при этом время. Не может разобраться, что мелочь, а что важно. Знает, что можно делать, но не знает, что нужно делать. Не может не работать, когда все работают, и продолжает работать, когда все не работают. Очень не любит, когда при одной незаконченной работе поручают другую.

4. Критичен к собственной красоте, воле, энергии. Болезненно переносит их неодобрение. Комплименты же на эту тему не воспринимает как двусмысленность, только если они сказаны наедине, мягким тоном, без подчеркивания. Ему нужно молчаливое или негромкое признание. Не может позволить себе быть неопрятным.

5. Приятные эмоции, необходимые этому типу, партнер обеспечивает своей разумностью, логикой, требовательностью, умением защитить. Нужно не опаздывать на свидания, выполнять свои обещания, быть вежливым, заботливым. Больше никаких доказательств любви или разговоров о ней не нужно. Если самый умный партнер излагает свое мнение в форме размышлений, а не в форме коротких, категорических формулировок, то рядом с ним чувствует себя постоянно недовольным и несчастным. Самое же главное его требование к партнеру - верность. Неверности не прощает.


"Чистый" тип Юнга.

Описывая психологический типы, Юнг в своей работе совершенно не уделяет внимание нормальным, сбалансированным типам, использующим вспомогательную функцию по своему усмотрению. Каждый тип он изображает в крайних, резких проявлениях, с максимальными контрастами между экстравертными и интровертными формами поведения, и в связи с этим описывает теоретические «чистые» типы с плохо развитой вспомогательной функцией.

Игнорирование вспомогательной функции привело, в первую очередь, к искаженным описаниям интровертных типов. Мы уже знаем, что экстраверсия, то есть внешние проявления личности, у интровертов зависит от вспомогательной функции. У "чистых" интровертных типов вспомогательная функция не развита, поэтому взаимодействие с внешним миром затруднено. Внешне мы можем наблюдать только попытки главной функции (направленной у интровертов на внутренний мир) взаимодействовать с окружающим миром. Таким образом, «чистые» интровертные типы у Юнга практически не оказывают какое-либо влияние на внешний мир.

У "чистых" экстравертных типов затруднено взаимодействие с внутренним миром. Внешне мы можем этого и не заметить. Поэтому описанные Юнгом экстравертные типы более менее совпадают с описанием нормальных экстравертных типов.

Пророк - "чистый" интровертный интуитивный тип, у которого не развита вспомогательная функция.

Это иррациональный тип, поскольку он ориентируется по тому, что именно происходит в данный момент. В отличие от него рациональный тип производит выбор из происходящего на основании разумных суждений. То есть для иррационального типа восприятие происходящего вокруг важнее чем разумные суждения. Но было бы совершенно неверно в силу этого истолковывать эти типы как "неразумные", просто их умозаключения не могут поспевать за опытом.

Интуиция в интровертной установке направляется на внутренние объекты, то есть субъективные образы вещей, не встречающихся во внешнем опыте, а составляющих содержание бессознательного. Интровертная интуиция воспринимает все, что происходит на дальних планах сознания, с такою же ясностью, с какой другой человек может потрогать внешние объекты.

Интровертный интуитивный тип живет в мире образов и переходит от образа к образу, гоняясь за всеми возможностями, заключенными в творческом лоне бессознательного. Действительность не существует для него, он предается бесплодным грезам, так что он становится совершенной загадкой даже для своей ближайшей среды. Его язык не тот, на котором все говорят; он слишком субъективен. Его аргументам недостает убеждающей рациональности. Он может лишь исповедовать или возвещать. Он - глас проповедника в пустыне.

Их взор прикован к богатству субъективных событий. Они не видят, что их проявляющиеся вовне достижения практически бесполезны. Такие типы могут показаться самыми бесполезными из всех людей, но на самом деле они суть своего рода двигатели культуры и искусства.

Такие особенности создают своеобразный тип человека, а именно мистика-мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника - с другой. Израиль не имел бы своих пророков, если бы этого типа не существовало.

"Я отнюдь не хотел бы, чтобы предыдущие описания вызвали у читателей впечатление, будто эти типы в такой чистоте относительно часто встречаются в реальной жизни" (Психологические типы. К.Г. Юнг).